Push-уведомления (английское слово «push» возможно перевести как «проталкивание») — это всплывающие на мониторе устройства окна с определённой информацией и гиперссылкой на сайт/приложение отправителя. Интернет-маркетологи называют пуш-уведомления одним из инструментов, с помощью которого можно привлечь внимание к сайту или приложению, вернуть юзера на ресурс, с которого он недавно ушёл. Действительно ли эффективны Push-уведомления? Что это такое и как можно их грамотно использовать для рекламы?
В чём суть пуш-уведомлений
Push-уведомления делятся на две разновидности:
- Пользователь входит на интернет-ресурс в первый раз и в верхней части экрана всплывает окно, в котором система просит сделать выбор: блокировать или разрешить присылать оповещения.
- Если пользователь выбирает вариант «Блокировать», то при переходе на данный ресурс это окошко не будет больше показываться.
- Если же пользователь даёт добро, то он «автоматом» подписывается на эти самые push-уведомления.
- В дальнейшем, когда компания начнёт очередную акцию или, к примеру, выложит новость об открытии нового филиала, пользователю придёт оповещение об этом непосредственно на рабочий стол. Push-сообщение не привязывается к текущей сессии браузера, оно появляется на десктопе поверх всех окон.
- Оповещения. Они отображаются в самой середине монитора и прерывают всё, что пользователь делает в данный момент на своём айфоне или смартфоне.
- Баннеры. Они появляются в верхней части экрана, висят так в течение нескольких мгновений, после чего автоматически исчезают. Пользователь может заставить исчезнуть такой баннер и вручную, проведя пальцем по экрану вверх.
- Значки. К примеру, это может быть значок числа в красном кружке в одном из сегментов иконки приложения. Некоторые считают подобные push-уведомления наименее раздражающими.

Проще всего разобраться, как функционируют пуш-уведомления, что это в принципе за формат, на примере уведомлений для браузеров и десктопов. Работает вся эта система следующим образом:
Сегодня многие даже очень крупные и авторитетные ресурсы не видят ничего зазорного в рассылке своим юзерам push-уведомлений. Достаточно грамотно реализована подписка на push-уведомления на самом большом видеохостинге мира — Youtube. Здесь, чтобы подписаться, необходимо лишь кликнуть на колокольчик под заинтересовавшим видеороликом.
Браузерные пуш-уведомления как элемент рекламной кампании
Ключевое достоинство push-уведомлений как рекламного инструмента состоит в том, что подписка на них осуществляется в один клик. Кроме того, пуш-уведомления отличает высокий уровень просматриваемости. Ведь они появляются прямо перед глазами, в отличие от письма на е-мэйле, которое для полноценного прочтения ещё надо открыть.
Как ни парадоксально, примерно 50% юзеров переходят по таким уведомлениям. Процент открывания электронных писем в несколько раз меньше: качественная рассылка даёт около 10% откликов. В зависимости от выставленных настроек, в push-уведомления без проблем встраиваются диалоговые окна, яркие баннеры, активные плашки и кнопки. Безусловно, такое уведомление может выглядеть очень привлекательно.
Тем профессионалам-рекламщикам, которые хотят применить пуш-уведомления в рамках своих кампаний, стоит помнить важное правило: нельзя давать оповещения слишком часто и делать их слишком навязчивыми. Ответом юзера на такую стратегию станет, вероятнее всего, отписка от рассылки.
Подписчику всегда надо представлять ту информацию, к которой он готов, которая действительно может показаться ему полезной и интересной.
Чтобы выяснить, как пользователи воспринимают пуш-уведомления, и отследить их эффективность, рекомендуется использовать utm-метки и специализированные сервисы аналитики. Практика показывает, что push-сообщения могут являться важнейшим каналом привлечения трафика для рекламного проекта.
Push-уведомления на мобильных устройствах
Push-технология в смартфонах работает примерно по тому же принципу, что был описан выше. Кстати, появилась она ещё в девяностые годы, но широкую известность приобрела только тогда, когда Google и Apple воплотили возможность приёма push-уведомлений в своих мобильных ОС.
Что такое push сообщение на телефоне и как его отличить от SMS? На деле в этом нет ничего сложного.
Сегодня мобильные пуш-сообщения обычно имеют следующие форматы:
Банальный пример: допустим, у пользователя есть приложение Viber для общения с друзьями и родственниками. Если он в настройках данного приложения включит push-уведомления, то сможет узнавать о новых сообщениях в «Вайбере», даже не входя в него. Пуш-уведомления будут появляться на главном экране устройства — это действительно очень удобно. Подобным способом можно, в частности, получать заголовки важных новостей, обновления прогнозов погоды, стоимости акций, курса доллара и так далее.
Впрочем, пуш-уведомления не всегда полезны, иногда они раздражают. Допустим, пользователь установил на свой смартфон игру, а затем перестал в неё играть. Но при этом за последний месяц он получает от этой игры уже пятидесятое или сотое пуш-сообщение. Что это не очень приятное положение вещей, по собственному опыту знают многие. Разумеется, при желании пользователь может заблокировать отправку любых ненужных уведомлений — сделать это не так уж и сложно, войдя в настройки той или иной утилиты.
Push код и push mail
Термин «push код» можно встретить в какой-нибудь статье в интернете или даже услышать в разговоре. Что значит «push код»? В чём смысл этого понятия? По сути, это аналогия SMS-кодов, которые приходят на телефон, когда вы осуществляете оплату банковской картой в интернет-магазине. Только в данном случае одноразовый пароль приходит на смартфон не в SMS, а в push-сообщении. Сейчас получать одноразовые пароли в виде push-уведомлений могут, например, держатели карт банка ВТБ.
Ещё один актуальный термин — push mail («пуш майл»). Так называются мгновенные пуш-уведомления о новых письмах, пришедших на электронную почту. Настроить подобные уведомления могут, например, пользователи российского сервиса mail.ru, зайдя в соответствующее мобильное приложение.
Разумеется, получить push-сообщения можно только при условии, если устройство подключено к интернету. Причём данная технология практически не «поедает» трафик.