У каждой компании, производящей тот или иной товар, имеются определенные запасы, которые в экономике именуются оборотными активами. Необходимы эти запасы для того, чтобы из исходного сырья получался конечный продукт. То есть роль их невероятно высока — без активов предприятие фактически прекратит свою работу. Более официально оборотные активы называются ТМЦ. Это что такое, какова функция товарно-материальных ценностей, зачем проводить их учет выясним в данной статье.
Понятие ТМЦ
Из предыдущего абзаца нам уже известна расшифровка ТМЦ. Но ошибочно будет полагать, что товарно-материальные ценности — это одни лишь материалы, которые необходимы в ходе производства. В данную группу также входят:
По своей значимости товарно-материальные ценности стоят на втором месте после финансовых средств конкретного предприятия. Наиболее эффективно ТМЦ используются в течение календарного года.
Что такое ТМЦ в бухучете
Мы узнали, что входит в понятие ТМЦ, теперь постараемся копнуть глубже и определить, зачем бухгалтерам компаний необходимо точно знать о размерах и сумме товарно-материальных ценностей своего предприятия. ТМЦ посвящен целый раздел в понятии бухгалтерского учета. Законодательно это закреплено в Федеральном Законе 402-ФЗ от 2011 года, указом Президента Российской Федерации и правительственными постановлениями.
Что относится к ТМЦ в бухгалтерском учете? Говоря простым языком, это все те активы, которые на сегодняшний момент находятся в обороте у предприятия. Сюда относятся три крупные группы: непосредственно сырье, незавершенное производство (то есть, материалы, подвергавшиеся частичной обработке) и готовый товар.
Все оборотные активы обязаны учитываться как на момент прихода, так и при убытии, чтобы по итогам отчетного периода бухгалтер мог точно сказать, сколько ТМЦ имеется в распоряжении компании.
Учет ТМЦ на предприятии
Порядок учета:
Необходимость инвентаризации ТМЦ
Инвентаризация ТМЦ необходима для того, чтобы осуществлять постоянный контроль за движением оборотных активов. Бухгалтеру обязательно нужно указать вид товарно-материальных ценностей в инвентаризационной описи, стоимость, управленческие затраты. Далее бумаги поступают на оценку к специальной комиссии, которая проверяет, соответствует ли фактическое положение дел той ситуации, что отразил в документах бухгалтер. Если имеется недостача, то к предприятию будут применены определенные штрафные санкции.
Данная статья на простых словах раскрыла, что относится к материальным ценностям, зачем необходимо вести их учет и как проводится данная процедура. Остается только добавить, что в качестве оценочной комиссии обычно выступают различные аудиторские компании, с которыми предприятие заключает договор на оказание услуг.