Проблема транспортного налога, ежегодно взимаемого с владельцев авто на территории РФ, стоит довольно остро, так как многим гражданам подобный сбор кажется неоправданным. Однако, несмотря на желание многих автовладельцев проголосовать за отмену транспортного налога. На текущий момент целесообразно говорить лишь о налоговой амнистии, частично списывающей долги россиян.
Отменен ли транспортный налог в 2018 году
Совсем недавно в СМИ и социальных сетях появилось множество заголовков о том, что президент России подписал указ или законопроект об отмене транспортного налога. Однако, если изучить подобного рода новости более подробно, можно с уверенностью сказать, что заголовки не соответствуют действительности и подобный сбор по-прежнему будет взиматься с владельцев транспортных средств.
Поскольку отмены сбора не произошло, номер закона об отмене транспортного налога в России отсутствует и не сообщается ни одним информационным изданием. Ранее, законопроект об отмене транспортного налога неоднократно обсуждался и предполагалось, что нехватку средств в бюджете можно будет компенсировать с помощью повышенных акцизов на бензин.
Однако, в прошлом произошло небольшое повышение активов, но принят закон об отмене транспортного налога для пенсионеров и других лиц так и не был.
Многие СМИ при ссылке на источники сведений указывают ФЗ № 436, подписанный президентом РФ. Но законопроект не предусматривает отмены транспортного налога, а предполагает лишь списание задолженности перед ФНС со стороны автолюбителей.
Сам сбор был введен в 2002 году с целью модернизации дорог и поддержания их покрытия в состоянии, пригодном для эксплуатации. Тем не менее со временем он трансформировался в стабильный источник средств для областных и федерального бюджетов. Его эффективность особенно высока, если учитывать действующие акцизы на топливо, взимаемые государством.
Кроме того, законопроект предусматривает множество других особенностей, которые касаются перечня лиц, попадающих под его действие, а также специфики процедуру амнистии долгов по транспортному налогу.
Обсуждается ли законопроект
Многие граждане требовали провести голосование за отмену закона, устанавливающего транспортный сбор в качестве обязательного для автомобилистов, однако на данный момент, это не привело к каким-либо конкретным действиям со стороны чиновников. Как и ранее, при предыдущем повышении акцизов на бензин, представители государственной власти обсуждают возможный законопроект, но пока не пришли к соглашению.
Кроме того, если бы подобного рода сбор был отменен, это привело бы к существенной нехватке бюджетных средств. Это не вписывается в линию экономической политики, проводимой государством на данный момент. Напротив, наблюдается тенденция к увеличению налоговой нагрузки (система Платон и прочие сборы), а также сокращению социальных выплат (повышение пенсионного возраста).
Население неоднократно выступало против сбора, что подтверждает петиция за отмену транспортного налога для многодетных семей. Тем не менее судебный приказ по транспортному налогу не может быть принят, так как суд не имеет должных прав для внесения правок в НКРФ.
Таким образом, об отмене транспортного налога в 2018 году или ближайшем будущем на данный момент речь не идет. Выступление президента было посвящено лишь амнистии имеющихся у населения долгов по налогам.
Причина непопулярности транспортного налога
Среди всех налоговых расходов, которые должны уплачивать россияне, налог на транспорт традиционно вызывает особенно сильное недовольство. Одной из основных претензий, предъявляемых к нему, является некорректная схема образования суммы к оплате, что приводит к ситуации, когда все собственники платят приблизительно равные суммы.
Несмотря на то что подобный сбор учитывает стоимость автомобиля, а также мощность его двигателя, в образовании размера налога не участвует показатель интенсивности использования автомобиля. Многие интересуются, где проголосовать за отмену сбора, однако любые петиции и требования не находят должной поддержки на государственном уровне.
Основной целью сбора, как было заявлено правительством, является поддержание дорожного покрытия РФ в пригодном для эксплуатации состоянии. Однако, при равных условиях, размер сбора будет одинаков для потребителей, лишь изредка использующих автотранспорт и тех, кто пользуется им постоянно.
В качестве решения неоднократно было предложено увеличить акцизы на бензин, что позволило бы собирать с активных водителей больше средств. Но государство, несмотря на повышение акцизов на топливо, по-прежнему взимает налог с граждан по старой схеме. Однако, стоит отметить, что некоторые изменения в законодательстве, регулирующем процедуру и порядок взимания данного вида сбора всё-таки есть.
Амнистия по налогам и её особенности
Как было сказано ранее, речь об отмене подобного сбора в РФ не идет, а значит и документ об отмене транспортного налога для юридических лиц или других категорий граждан отсутствует.
однако по поручению президента была продлена налоговая амнистия, которая позволяет полностью списать не только долги по налогам граждан, но и штрафные санкции, начисленные на них. Поправки, внесенные в налоговый кодекс, позволяют претендовать на амнистию по транспортному, земельному и имущественному виду налоговых сборов.
Прежде всего, необходимо определить круг лиц, которые вправе претендовать на участие в подобного рода программе. Среди них:
При этом законопроект предусматривает несколько особенностей, которые целесообразно изучить подробнее. Необходимо учитывать, что самозанятые лица и ИП, которые имеют задолженность по страховым взносам, появившуюся до 01.01.2017, могут претендовать на уменьшение задолженности. Размер списания составляет 8МРОТ, что может быть выгодно для тех предпринимателей, которые имеют небольшую задолженность.
Работу по амнистированию налоговых задолженностей ФНС начала уже в марте 2018 года, что позволило списать долги тысячам граждан. Процедура амнистии позволяет дождаться списания долга, не обращаясь в налоговую службу лично.
Спорные моменты
Несмотря на то что проект амнистирования долгов по налогам призван уменьшить общую задолженность россиян перед государством. При осуществлении процедуры нередко возникают спорные ситуации, которые приходится решать в судебном порядке. Прежде всего, нередки случаи, когда автомобилисты платили ранее, но не успевали сделать это вовремя.
В результате образовывалась задолженность, начисленная за счет пенни, оплату которой требовала с владельца транспортного средства ФМС. При этом несмотря на последующее введение амнистии, налоговые органы по-прежнему требуют оплаты подобного сбора.
Для разъяснения возникающей ситуации, выступили представители Министерства финансов РФ. Они указали на то, что признание долгов безнадежными является обязательным требованием для их последующего списания. При этом законопроект не содержит никаких указаний о списании пенни в тех случаях, когда налог уже был уплачен.
Чтобы решить подобные ситуации, чиновники рекомендуют обращаться в суд для отстаивания своих прав, если они были нарушены.
Существуют ли льготы
Разбираясь, какие особенности предусматривает законодательство об уплате транспортного сбора, необходимо учесть, что величина платы, взимаемой за использование ТС устанавливается на региональном уровне. К перечню объектов, за которые потребуется вносить плату включают не только автомобили, но и мототехнику, водный и воздушный транспорт, а также многие другие виды техники.
Действующие нормы предполагают, что ряд категорий граждан вправе претендовать на льготы, позволяющие сократить размер сбора или полностью отказаться от совершения выплат. Под подобную программу попадают следующие виды транспорта:
Одной из причин, по которой подобный сбор нередко критикуется. Представляется необходимость его уплаты даже в тех случаях, когда транспортное средство не используется из-за наличия серьезных неисправностей. Ведь многие виды ремонтных работ стоят довольно дорого, что не позволяет провести их в сжатые сроки.
Чтобы минимизировать свои расходы на время ремонта и избежать уплаты налогов, многие автолюбители предпочитают снимать транспортное средство с учета. Подобное решение целесообразно только в тех случаях, когда осуществлять ремонт не планируется на протяжении длительного срока. Ведь пошлина за постановку авто на учет соответствует суммарной величине транспортного сбора.
Почему отмена транспортного налога невозможна
Многие потребители, интересующиеся возможностью отмены транспортного налога на территории РФ, не знают о том, что порядок и величина сбора установлены НКРФ. При этом сбор действует на основании региональных правил и кодексов.
Согласно действующей статье 1 ч.7 НКРФ любые поправки к действующим налоговым нормам могут быть внесены исключительно на уровне федерального законодательства.
Таким образом, отменить практику взимания сборов с владельцев транспорта может только новый закон федерального уровня, а не какое-либо постановление, приказ, решение и прочие документы. Из-за этого, даже указ президента не имеет достаточной юридической силы для того, чтобы отменить подобный платеж.
Изучая, когда отмена подобного сбора, следует помнить, что региональные власти также не имеют достаточно полномочий для отмены, так как в их компетенцию входит лишь его уменьшение или увеличение по сравнению с нормативными показателями.
У властей нет оснований отменять подобный налог, так как он является одним из немногих платежей, которые стабильно поступают в федеральный бюджет в большом объеме. Из-за этого, отмена транспортного налога в ближайшие годы представляется маловероятным вариантом.